Художественный текстиль в интерьере. ИДПИ
 

Fine art paper. Рукодельная бумага.

 
Немного истории.
 
Начало изготовления бумаги обычно относят к 105 году и связывают с именем китайца Цай Луня. Заслуга Цай Луня состоит в том, что он обобщил и усовершенствовал уже известный в Китае способ изготовления бумаги и впервые открыл основной технологический принцип производства бумаги - образование листового материала из отдельных волокон путём их обезвоживания на сетке из предварительно сильно разбавленной волокнистой суспензии. Метод Цай Луня позволил использовать для производства бумаги любое растительное сырьё и отходы; лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву, мох, водоросли, всякое тряпьё, конопляные очёсы, паклю.
В Китае основным сырьём для производства бумаги были лубяные волокна шелковицы или тутового дерева. С них срезалась кора, которая после этого замачивалась в воде, а потом разделялась на грубый внешний слой и на более мягкий внутренний. Первый слой шёл на изготовление бумаги низшего сорта, а второй - для более тонких и дорогих видов бумаги. Рассортированные таким образом волокна дуба в течение нескольких часов подвергались варке в открытых чанах с золой или с известковым молоком. Сваренный луб промывался водой, обрабатывался в ступке или укладывался на деревянные чурбаны либо каменные плиты, где он подвергался ударам молотка с особой насечкой до тех пор, пока не распадался на отдельные волокна.
Измельчённая масса помещалась в черпальный чан, в которой разбавлялась водой и проклеивалась растительными соками или крахмальным клейстером. Для осаждения клея на волокна использовали кислые растительные соки, например сок незрелого винограда. Отлив листа осуществлялся при помощи черпальной формы, обтянутой снизу шёлковой или джутовой тканью либо имеющей сетку из тонких бамбуковых палочек. Отлитому листу бумаги давали слегка подсохнуть на форме, а затем с помощью специальной щетки или палочки его снимали и раскладывали для сушки на солнце на деревянном гладкополированном помосте.
Благодаря простоте производства, разнообразию сырьевых материалов и дешевизне ручного труда, бумага в Китае делалось самого разнообразного назначения.
Первым центром развития бумажного производства на Ближнем Востоке был город Самарканд. Это производство начало развиваться в середине 8 века, после того как в 751 году в решающем сражении арабы победили китайцев и от пленных мастеров переняли опыт производства бумаги и вскоре его усовершенствовали.
В Европу искусство производства бумаги перешло от арабов в 11-12 веках сначала в Испанию, Италию, Францию, а позже и в другие страны.
В дальнейшем производство бумаги постоянно усовершенствовалось, механизировалось.
Художественные изделия из бумаги чаще появлялись на Востоке, в Китае и Японии. Хорошо известно японские оригами, а также лаковые росписи по основе из папье-маше. Эта техника часто использовалась и в игрушечном производстве и в мебельном, но особенно была востребована в театре, где бутафоры с ее помощью имитировали все возможные материалы.
В конце 80х годов ХХ века  в западном искусстве возник интерес к бумаге как самостоятельному материалу для художественного творчества. В первую очередь к ней обратились художники, связанные с текстилем. И снова бумага пришла с Востока. На всех крупных международных выставках стали появлялись интересные работы представителей Японии и Кореи, использовавших как материал бумагу. В дальнейшем к бумаге начали обращаться  и европейские художники. Появились галереи, выставляющие работы в этой технике. В Голландии с 2002 проходит  Биеннале бумаги.
 
Наша кафедра первой ввела постоянный  курс  «Рукодельной бумаги» в виде 60 часовой летней практики. За это время студенты успевают познакомиться с основными приемами этой техники, создать ряд оригинальных работ. С каждым годом все больше студентов выбирают эту технику основной для создания своей дипломной работы.

 

Летняя практика 2007
 
 
Дипломные работы
 
 
 
 
Главная | Кафедра | Обучение | Дипломы | Выставки | Гостевая книга
Hosted by uCoz