Художественный текстиль в интерьере. ИДПИ
 

Гобелен

 

Большая история шпалер, как известно, уходит в Средние века. Нем. Spalier, от итал. Spalliera – стенной тканый ковер без ворса, украшенный сюжетными или орнаментальными композициями. Шпалеры, выполненные на ручном ткацком станке с вертикально натянутыми нитями основы, назывались готлис, а на горизонтальном станке – баслис. После завершения работы различить шпалеры, выполненные в той или иной технике, практически невозможно. Определяется разница лишь при помощи картона – рисунка, готлис повторяет оригинал буквально, а баслис – зеркально.                                                                                               

   Шпалеры  были широко распространены в Западной Европе, на протяжении восьми столетий. Они не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло. Самые ранние европейские шпалеры – немецкие.  Сюжеты шпалер изображали сцены из жизни королевской семьи и высшей знати, а также важные исторические события.
В XV веке гобелены обычно «рассказывали историю», зачастую изображая сцены из повседневной жизни, такие как прядение шерсти или сбор винограда.  Один из лучших образцов того периода является серия из шести шпалер «Дама с единорогом». Как бы в некоем удивительном саду шесть раз предстает перед нами фигура стройной молодой женщины с благородной осанкой и задумчивым взглядом, каждый раз в иной позе и в ином костюме. На всех шпалерах фон сплошь усеян веточками разнообразных цветов, среди которых сидят звери и птицы. Именно этот узор и получил название - мильфлер от франц. Millefleurs – тысяча цветов.

Цикл «Дама с Единорогом» Обоняние. Конец XVв. Франция.

На протяжении веков стили менялись. Возрождение дало новый импульс развитию шпалер. Появились сочные, вибрирующие цвета, широкие, богато орнаментированные бордюры. В изображения стали вводиться перспективы. Стали очень популярны сцены охоты. Знатные семьи часто заказывали серии шпалер на такие темы, как «Времена года» или «12 месяцев».
Расцвет шпалерного ткачества приходиться на конец XIV – XVI века. Главные центры их производства – города Франции и Фландрии.
В течение XII – XVIIIвв. Было соткано множество так называемых «зеленых» шпалер – verdure. Эти шпалеры изображали сцены из деревенской жизни, птиц, реки и замки среди пышной листвы. Эти сюжеты, как правило, окаймлялись широкими декоративными бордюрами – стилевое решение, которое появилось в эпоху Ренессанса и оставалось неотъемлемым элементом гобелена в течение нескольких последующих веков.
В конце XVIII века шпалеры стали в большей степени копиями живописных произведений. Предметом изображения обычно служили пейзажи, сцены охоты и сельской жизни, часто с более реалистичной перспективой, чем когда – либо ранее.

Фрагмент. Вердюра «Павлин в лесу» XVIв. Брюссель.  Фрагмент. «Триумф Беатрисы» Брюссель XVIв.

Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым, поэтому позволить себе приобрести ковры – картины могли только члены королевских семей и знатные состоятельные феодалы. Шпалеры ткали из шелковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по картонам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Автор - живописец создавал эскиз картона будущей шпалеры, специалист – картоньер тщательно выполнял его в величину произведения, а мастер – ткач с неукоснительной буквальностью переводил картон в текстильный материал. Эскизы для будущих шпалер, очень часто, заказывали известным художникам, таким как Рафаэль, Рубенс, Гойя, Буше и т.д.
Часто употребляемый термин «гобелен» имеет свою историю: С начала XVII века самую широкую известность приобрела парижская шпалерная мануфактура Гобеленов, она была столь популярна, что все безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями начали именовать гобеленами.
Новый виток развития шпалера получила в ХХ веке. В 40-х годах французский архитектор Жан Люрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой привело к сложению никогда не виданной дотоле модификации шпалерного ткачества, получившей название «новая таписерия» (фр.nouelle tapisserie). Наряду с огромными сюжетными гобеленами, напоминающие старинные шпалеры и предназначенными для выставочных залов, все чаще стали появляться декоративные настенные панно, использующие не предполагаемые ранее технологические приемы, новые образные возможности. Картоны для гобеленов создавали такие художники, как Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский и т.д.
Сейчас в современном, бешеном ритме жизни людей  все чаще хочется остановиться и создать вокруг себя атмосферу покоя и гармонии, и тогда в блеске стекла и металла современного дома возникают рукотворные гобелены.

Жан Люрса. « Прекрасный шкаф».1946-1949. Франция. Зинаида Калпоковайте-Вогелене. «Вечер».  Фрагмент.1984. Литва
 
 
Курсовые работы
 
 
 
 
Дипломные работы
 
 
       
 
Главная | Кафедра | Обучение | Дипломы | Выставки | Гостевая книга
Hosted by uCoz