Техника росписи тканей пришла с Востока. Само слово « батик» Яванского происхождения. Из Индонезии, а затем Индии и Бирмы батик распространился во многие страны. / В первую очередь Китай и Японию /. В Индонезии и некоторых областях Центральной Явы роспись сохранилась до сих пор при создании церемониальной ткани. Батик - неотъемлемая часть ритуала. Каждый узор полон символики и наделен волшебной силой. /Традиционная гамма – сине - коричневая, резерв – рисовая паста. Резерв наносят бамбуковыми палочками, краска – корни и листья растений, ткани ручной работы/
В Европе батик появился в первой половине 19 века в Голландии /как результат торговли с Индией /. Позже в Германии технику батика поставили на поток. В России эта техника появилась в 20-30 годы 20 столетия. Наибольшее распространение техника получила в больших городах : в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Минске, Минске, Одессе. В отличие от большинства художественных промыслов здесь нет прочно сложившихся традиций и прямых связей с художественным производством прошлого. Продукцию в этой технике изготавливали в многочисленных артелях, в цехах промысловой кооперации, на предприятиях местной промышленности.
Индонезийские ткани
Беридзе Д / фрагмент занавеса, 80- е годы /
В основе техники батика лежит принцип резервирования, то есть покрытия не пропускающим краску составом. В зависимости от способа нанесения рисунка на ткань, батик можно разделить на 2 вида: горячий батик и холодный батик ( более поздний ). Существует несколько приемов: простой батик (в одно покрытие) и сложный батик (в несколько перекрытий ).